Устройство дорожных покрытий

Устройство дорожных покрытий

Дороги – это визитная карточка страны, от развития дорожной сети напрямую зависят многие отрасли экономики. Финансируя в дорожную отрасль, мы способствуем развитию экономики в целом. Автомобильная дорога относиться к сложным техническим объектам, характеризуется особенной историей своего развития и сильной технологической наследственностью. Чтобы улучшить ее состояние в нашей стране, необходимо опираться на современные методы строительства дорог и учитывать существующие технологии наших регионов и территорий. Только при таком подходе, автомобильные дороги будут удовлетворять всем возрастающим потребностям общества, выдерживать постоянно увеличивающийся рост автотранспортных средств, нарастающую интенсивность движения и возрастающие нагрузки.Перед тем как проектировать устройство дорожных покрытий, прежде всего следует учитывать основные требования, предъявляемые к такому сложному инженерному сооружению, а именно: обеспечение бесперебойного и непрерывного, круглогодичного и безопасного движения автотранспорта с проектной нагрузкой и строго установленным скоростным режимом при любых условиях погоды.

Земляное полотно

Опыт стран мира с наиболее развитой и совершенной сетью автомобильных дорог свидетельствует о том, что оптимальным, для современных усовершенствованных покрытий будет следующее устройство дорожных покрытий:

  1. тщательно подготовленное земляное полотно;
  2. слой геотекстиля:
  3. подушка из песка (не менее 0,3 м);
  4. морозозащитный дренирующий слой;
  5. слой фракционированного заполнителя (укатываемый жесткий бетон, щебеночно-гравийная смесь, высотой 0,3 -0,4 м);
  6. финишные слои асфальтобетона ( высотой 0,05 -0,09 м, включая геосетку).

Однако стоит заметить, что устройство дорожных покрытий целиком зависит от назначения автодороги, которые подразделяются на:

  1. дороги общего назначения;
  2. городские дороги;
  3. сельские дороги.

Рассмотрим более основательно все составляющие современного дорожного полотна.

После подготовительной стадии, к которой относятся проектирование и геодезические работы, приступают непосредственно к этапу возведению дорожного полотна, и его первым шагом будет сооружение земляного полотна. Оно имеет определяющее значение для будущей автодороги, так как является самым ответственным звеном в сложной цепи всех составляющих. Сооружая земляное полотно, дорожные строители неукоснительно следуют расчетным данным технологических карт и выполняют работы в следующей последовательности:

  1. по детальная разбивка всех элементов дороги и подготовка основания;
  2. обустройство насыпей и выемок;
  3. тщательное уплотнение каждого слоя грунта;
  4. завершающая планировка и укрепление откосов.
Читать по теме:  Установка бетонных бортовых камней

Подготовительные работы, при обустройстве земляного полотна, начинают со снятия верхнего слоя земли, затем обустраивают водоотвод (уклоны, дренажи, канавы), а в последствии приступают к укреплению и замене слабых (глинистых) грунтов. При разработке выемок или насыпей, которые занимают основной объем работ при возведении земляного полотна, ориентируются на рельеф местности и свойства грунтов, их пригодность для дорожно-строительных работ. Так наиболее предпочтительными, являются песчаные и суперпесчаные  грунты, а также крупнообломочные, что нельзя сказать о глинистых.

Следующей ступенью устройства земляного полотна будет уплотнение отсыпанных грунтов. Целью уплотнения являются следующие позиции:

  • улучшение однородности и структуры грунтов;
  • увеличение землеустойчивости  дорожного полотна;
  • повышение стойкости к увлажнению, оттаиванию и промерзанию отсыпки;
  • соблюдение модуля упругости верхних слоев на самом высоком уровне.

Необходимым условием при выполнении работ по уплотнению является соблюдение необходимой величины влажности, при которой образуются наиболее предпочтительные гидратные оболочки, которые обеспечивают солидную минимальную фильтрацию и разбухание грунта, и, как следствие, высокий модуль упругости. Уплотнение можно производить несколькими способами: трамбованием, укаткой или вибрированием (метод стараются подобрать в зависимости от установленного вида грунта). После завершения работ по уплотнению производят лабораторный контроль качества работ.

К завершающим мероприятиям по обустройству земляного полотна относятся отделочные работы, в частности, планировка поверхностей насыпи, выемки и резервов, а также производят укрепление откосов.

Устройство дорожных покрытий

Все выше перечисленные строительные работы выполняют с помощью специальной дорожной техники:

  • автогрейдерами,
  • экскаваторами,
  • бульдозерами,
  • землеройными машинами,
  • скреперами,
  • экскаваторами – драглайнами.

Геотекстиль

После уплотнения и утрамбовки грунта земляного основания его покрывают геотекстилем, который берет на себя роль армирующего элемента. Он обладает хорошей пропускной способностью для воды, но задерживает маленькие твердые частички грунта и, тем самым, обеспечивает целостность структуры пластов. Современные инновационные методы строительства имеют в своем активе и многие другие геосинтетические материалы, в частности, хорошо себя зарекомендовала геосетка, а в сочетании с геотекстилем происходит существенное снижение затрат на строительство, и заметно улучшаются эксплуатационные характеристики дорожного полотна.

Читать по теме:  Строительство гоночной трассы

Устройство дорожных покрытий

Песчаная подсыпка

Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси. Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.

Гравийно-щебеночное основание

Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими.

Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций. Технологический цикл состоит из следующих этапов:

  1. россыпь крупнофракционного щебня (h  0,15 -0,25 м);
  2. планировка автогрейдером;
  3. тщательное уплотнение;
  4. россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м);
  5. выравнивание автогрейдером;
  6. уплотнение с проливкой;
  7. финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракции.

Устройство дорожных покрытий

Асфальтирование покрытия дорожного полотна

Финишная отделка – это «черное» основание, основное назначение которого состоит в выравнивании эксплуатационных нагрузок. Широко применяют особый минеральный материал с высоким прочностными свойствами, который специально обрабатывается вяжущим.

Асфальтобетон состоит из: щебня, песка, минеральных добавок (обволакиваются битумом) и вяжущего вещества (высокомолекулярное органическое соединение). Для укладки применяют асфальтобетонные смеси с широким температурным разбегом –от горячих до холодных. Процесс укладки осуществляют с помощью «следящей» системы (лазерной) автоукладчика. АБС укладывают на предварительно подгрунтованную эмульсией поверхность, после чего ее тщательно уплотняют.

Устройство дорожных покрытий по новым современным технологиям станет значительным толчком для развития целых регионов и экономической составляющей.

Читать по теме:  ГОСТ автомобильные дороги

Похожие статьи