Дороги из асфальта в мире считаются наиболее долговечными и популярными. Это замечательный способ, чтобы выполнить ремонт или реконструкцию какого-то участка пути. Существует несколько вариантов выполнения работ, где, в первую очередь, каждый из них зависит от объёма, об этом поговорим чуточку ниже. Также стоит уточнить важный аспект, из чего состоит основание дороги, зачастую, это, конечно же, гравий и щебень, но не редко стараются использовать и бетон. Асфальт на бетонном основании считается наиболее прочным и долговечным, с легкостью справляется с атмосферными влияниями.
Технические нормы и требования
Как и следовало ожидать, самое основное при укладке любого типа асфальта, даже такого, какой сегодня предстоит рассматривать, а именно асфальтобетон, главное, это понимание технологии и соответствие нормам и СНИПам. Кроме того, проведение подобных работ требует от строителя характерных навыков, знаний и опыта.
Прежде чем заниматься ремонтом, обязательно нужно ознакомиться с правилами, руководством и ГОСТом, предлагаемых при выполнении подобных работ. Но, имейте виду, что изучать нужно не только общепринятые ГОСТы, но и стандартизацию СЭВ. В ней содержится информация о параметрах конкретных дорог, технологических и эксплуатационных требованиях к ним. Вы должны понимать, что игнорирование прописанных норм и правил, чревато тем, что уложенный асфальт или подготовленное основное через какое-то время покроется трещинами, а на поверхности начнут образовываться неровности и ямы.
Также хотелось бы напомнить об основных тезисах технологического процесса:
- В случае обширного объёма работ следует использовать исключительно автоматизированный способ, то есть включающий применение спецмашин и техники.
- В случае, когда, наоборот, объём работ небольшой, желательно использовать именно ручной способ укладки, это применимо, к примеру, к небольшим тротуарам.
Используемые материалы
От выбора материалов в основе зависит не только долговечность покрытий, но и ценовая сторона всей работы, которая в любом случае будет иметь решающее значение, независимо от целей и нужд. Но при этом важно понимать, что не всегда целесообразно экономить на материалах, тем более, если местность сложная, либо предполагается серьезное воздействие на покрытие.
На сегодняшний день рынок строительного материала предоставляет широченный выбор и ассортимент. Сейчас без проблем можно приобрести различные смеси, готовые растворы, способные укрепить грунты, тем самым значительно повысив эксплуатационные требования к дороге. Таким образом, клиент, точней заказчик, сможет гораздо дольше пользоваться дорогой без серьезного, а порой даже минимального ремонта. Принцип растворов в том, что попросту скрепляет несколько пород грунта, точней слои грунта, тем самым, делая почву крепкой. Зачастую применение таких растворов оптимально там, где укладывается асфальт на бетонном основании. Хотя и обычные «гравийки» тоже стараются предварительно уложить на укрепленную почву.
Но, помните, что прежде чем заливать бетонное основание, необходимо проделать обязательные работы:
- Верхний слой в обязательном порядке очищается от любого вида растений, а сама почва проходит многоуровневое «испытание» катком, то есть по-простому уплотняется. При этом, кстати, вы должны понимать, что по ГОСТу запрещается делать уклоны или создавать неровности.
- Уплотнили грунт, следующий этап потребует обработки почвы специальными стерелизирующими растворами, которые предотвращают прорастание травы и прочих сорняков.
- Следующий этап подразумевает, что необходимо сделать дренажную систему. Дренажный слой нужен обязательно, для него следует использовать такие материалы, как: щебень, песок, гравий. По возможности нужно делать несколько таких слоев и придерживаться технологии, подразумевающей, что каждый слой должен быть не менее 10 см. После укладки всех слоев, по инструкции обязательно следует утрамбовать каждый из уровней. Для лучшей усадки необходимо периодически проливать водой основание.
Как правильно укладывать и уплотнять слои?
Укладку асфальта любого типа важно проводить согласно инструкции, то есть должна соблюдаться технология. Как только приготовленный раствор попадает на площадку, нужно немедленно приступать к заливке и желательно сделать это все и сразу. То есть не несколькими партиями, а лучше сразу определенный участок, чтобы добиться как бы монолитного покрытия.
Соответственно, если укладка предполагается на больших участках, то оптимально использовать специальные монтажные машины. А если работа предполагается на небольшом участке, то соответственно обойтись можно и подручными средствами, вроде лопат и «швабр». Тем более, что даже для крупных дорог не всегда оптимально использовать спецтехнику, например, какие-то карманы, куда невозможно заехать даже на небольших катках. Поэтому к инструменту вроде лопаты, добавляется виброплита для уплотнения.
Что касается проектировки, то даже если работы предполагается проводить на собственном участке, скажем приусадебном, где площадь небольшая и воздействие планируется небольшое, все равно желательно придерживаться определенных правил. К примеру, в зависимости от покрытия, может отличаться ширина слоя:
- для садовых дорожек, ширина 4 см;
- подъездные дороги для автомобиля уже не менее 5 см.
Качество зависит от того, насколько правильно придерживалась технология. Очень важно, чтобы основание было не просто сделано в какой-то отведенный промежуток времени, соответствующий размерам участка, но и ещё вовремя утрамбовано. Видов трамбовки может быть несколько:
- ручная;
- при помощи катка;
- виброплитой.
Помимо всего перечисленного, не нужно забывать о температурных режимах при укладке. Согласно тому же ГОСТу температура укладываемой бетонной смеси не может быть меньше 100 градусов. Именно при такой температуре достигается максимальная эффективность укладки. Должны понимать, что простые физические законы никто не отменял, ведь, чем ниже температуры смеси, тем труднее её будет утрамбовать и разровнять. Кстати, многие сталкиваются с такой проблемой, как прилипание раствора на виброплиты или каток, решение довольно простое, достаточно пролить раствор водой.
По поводу покрытия, уровни и гладкость должна быть одинаковой независимо от участка. Внимательно нужно следить за количеством прохода катка по тому или иному участку. При этом не забывайте, что не только от количества проходов зависит гладкость покрытия, но и от движений. Например, на бетонном основании при трамбовке запрещается делать реверсивные движения, то есть обратные.
Уход за покрытием
Если вы хотите, чтобы дорога эксплуатировалась долго и без мелкого ремонта, помните, что необходим правильный и своевременный уход. Нельзя, чтобы по новенькому покрытию ездили тяжелые машины в жаркую погоду, либо минимизируйте этот фактор за счёт перекрытия движения в дневное время, а пропуск осуществляйте ночью. Ни в коем случае нельзя допускать свободного перемещения по дороге любой гусеничной техники. Асфальтобетон слишком мягкий для такого транспорта, и не рассчитаны дороги под такую нагрузку. При движении тяжелая техника делает вмятины, так называемые колеи, из-за чего впоследствии начинают появляться ямы и кочки.
В итоге, что хотелось подчеркнуть, а то, что сам технологический процесс зависит не только от предполагаемого объёма работ, но и от места проведения укладки, какой класс дороги и покрытия в целом предполагается на данном участке. Учитывая эти факторы, можно определить следующее, а нужна ли вам на участке столь крепкая «подушка»? Ведь асфальт на бетонном основании предпочтительней укладывать именно на дорогах общего пользования, магистралях, поэтому деревни или даже садовые участки, могут обойтись более дешевым вариантом.
Комментарии