Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

С каждым годом все больше людей пересаживается в личный автотранспорт, растет и количество дорог. Надежность конструкций и высокая износостойкость покрытия являются значимыми показателями, благодаря которым обеспечивается безопасная эксплуатация дорог. Контроль качества материалов, используемых в процессе строительства, и оценка готового сооружения входят в задачи дорожно-строительной лаборатории.

Общие характеристики

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Дорожно-строительная лаборатория занимается определением степени соответствия готовой дорожной конструкции определенным нормам. Сотрудники проводят множество экспертиз, каждая из которых направлена на проверку отдельного показателя качества. Лаборанты выясняют, достаточна ли толщина покрытия, выявляют участки с большей вероятностью образования колеи, исследуют асфальт на предмет соответствия коэффициента сцепления ГОСТу.

Исследования проводятся в двух видах проверяющей организации: стационарной и передвижной. Наличие передвижной лаборатории необязательно, но ощутимо расширяет возможности проверки.

Важно! Полная экспертиза дорожного полотна невозможна без стационарной лаборатории.

Транспортная база

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Лаборатории функционируют на базе цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, пространство которых разделено на отсеки. Как правило, их три:

  1. Водительский. Здесь расположены места для водителя и двоих специалистов, проводящих экспертизу.
  2. Лабораторный. В этом отсеке проводятся изыскания. Имеется необходимое для проб оборудование, специальная мебель и компьютер, куда сразу вносятся полученные данные.

Важно! Автономная лаборатория оборудована независимым отопителем и кондиционером, имеется запас воды. Созданы комфортные условия для полноценной работы экспертов вдали от населенных пунктов.

  1. Технический. Данный отсек предназначен для перевозки крупного оборудования (автономного генератора и буровой установки).

Диагностика дорожного полотна включает в себя видеосъемку, которая выполняется также передвижной лабораторией. Преимуществом автономной лаборатории является возможность скорого прибытия на место для проведения экспресс диагностики.

Читать по теме:  Способы и методы разработки грунта

Для обустройства передвижной лаборатории используются автомобили таких марок как Mercedes (Sprinter), встречаются модели Ford Transit и Volkswagen Crafter, часто экспертизы проводятся на базе фургонов ГАЗель.

Выполняемые задачи

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Функционал лаборатории как передвижной, так и стационарной определен ГОСТ Р 51000.3-96. Специалисты с соответствующим образованием прибывают на место в оговоренное заранее время и проводят изыскания, направленные на решение следующих задач:

  1. Диагностика степени изношенности актуальна для дорог, эксплуатируемых на протяжении времени, превышающего гарантийный срок (5 лет).
  2. Определение износостойкости самого полотна и дорожной разметки.
  3. Измерение ровности покрытия.
  4. Измерение колейности, проводится при возникновении неровностей.
  5. Измерение углов наклона, поперечных и продольных.
  6. Выявление коэффициента сцепления.
  7. Анализ температуры поверхностного слоя.

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Дорожная лаборатория выполняет постоянный контроль за качеством строящихся дорог, выявляет необходимость ремонтных работ, определяет соответствие состава всех слоев дорожной одежды установленным нормам. Экспертизы проводятся на каждом этапе строительства.

Особенности работы дорожно-строительных лабораторий

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Комплексная экспертиза включает работу двух видов одной организации, различающихся по функционалу и возможностям.

Стационарная лаборатория

Это помещение, где при помощи специального оборудования специалисты делают заключение о соответствии покрытия ГОСТам. Образцы подвергаются тепловым нагрузкам, вымачиваются продолжительное время в воде, переформовываются и проходят еще множество испытаний.

Передвижная лаборатория

Экспресс-проверка осуществляется на месте, либо образцы доставляют в стационарную лабораторию. Передвижная лаборатория проверяет не только новые, но и уже эксплуатируемые дороги. Проверяется колейность, углы наклона и ровность покрытия, соответствие разметки правилам ПДД, ее видимость в непогоду и износостойкость. Подобная экспертиза может быть выполнена только при помощи автономной лаборатории, поскольку керна недостаточно.

Дорожная лаборатория НИУ МГСУ

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Основанная 7 лет назад, сейчас лаборатория является ведущей экспертной организацией. Исследования асфальтобетона всех типов и марок проводятся при помощи передового оборудования. Сотрудники лаборатории проводят испытания использованных при строительстве материалов, выполняют независимую оценку проделанной строительной работы на соответствие заранее утвержденному проекту. В задачи лаборатории входит проверка технического и документального соответствия готовой дорожной конструкции действующим государственным стандартам. Специалистами используются новейшие методики, получившие хорошую оценку как в России, так и за рубежом.

Читать по теме:  Как сделать деревянную дорожку своими руками: из бруса, досок

Полноценное испытание дорожной одежды проводится квалифицированными сотрудниками с опытом работы, превышающим 5 лет. Заключение экспертизы подкрепляется документально, оформляются все необходимые отчеты и протоколы для каждого испытания, предоставляется акт о выполненных исследовательских работах.

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Функции дорожно-строительной лаборатории

Чтобы дорожное полотно прослужило долго, при этом сохраняя целостность, необходимо использовать при строительстве материалы высокого качества. Определение соответствия структурных компонентов дорожной одежды государственным стандартам является основной функцией дорожной лаборатории.

При помощи специального оборудования определяется сопротивляемость и устойчивость материалов к механическим воздействиям и природного происхождения.

Важно! Лаборатория проверяет соответствие всех слоев покрытия нормам. Отклонение от норм даже по одному показателю из множества означает, что участок проверку не прошел.

Методы исследования, применяемые дорожно-строительной лабораторией

Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Дорожная лаборатория следит не только за качеством используемого в строительстве материала. Отсутствие ДТП или их небольшое количество свидетельствует не только о грамотной планировке участка, но и о соблюдении дорожными службами правил эксплуатации и ухода за покрытием. Например, лаборатория может следить за своевременным очищением от снега и льда в зимнее время, правильной расстановкой знаков и нанесением разметки.

В арсенале дорожно-строительной лаборатории имеются механические и косвенные методы исследования:

  1. Механические методы позволяют изучить материалы на устойчивость к внешним воздействиям. Применяются различные способы: динамические, статические и усталостные.
  2. Косвенные методы заключаются в анализе данных, полученных в ходе наблюдений не только за самим объектом, но и за физическими явлениями, напрямую связанными с ним.

Основные виды работ дорожно-строительной лаборатории (ДСЛ)

Лаборатория занимается отбором проб и исследованием материалов, поступающих на стройку для исключения вероятности использования некачественных компонентов. Контролируется степень уплотнения каждого слоя дорожной одежды при строительстве. Работы, выполненные вне соответствия нормам, приводят к появлению неровностей и прочих нарушений конструкций на дорогах.

Справка. Работа дорожной лаборатории направлена на проверку каждого этапа строительства и последующей эксплуатации на соответствие нормам, СНиПам и ГОСТам.

Особенности методов измерений

Лабораторные испытания проводятся в соответствии с физико-химическими особенностями исследуемого материала. Например, для анализа качества асфальтобетона проверка смеси имеет смысл не ранее, чем через 30 минут после изготовления. В то время как бетон, применяемый для крепления бордюрных камней и ограждений, проверяется на прочность только через 28 суток после выполнения работ.

Читать по теме:  Разметочные машины

Похожие статьи