Платные дороги в Европе существуют давно и привычны ее жителям. В России пока для многих автолюбителей платный проезд по дороге – в новинку, и как относиться к ним – тоже неясно. Есть противники и защитники взимания денег за пользование дорожным полотном. И те, и другие находят как плюсы, так и минусы в таком явлении.
Платные дороги России: преимущества и недостатки
К преимуществам платных дорог относятся следующие:
- Дорожное полотно находится в прекрасном состоянии. Его мониторят и ремонтируют при необходимости.
- Несколько полос для движения в одном направлении создают комфорт, особенно при длительной езде за рулем. За счет многополосности снижается вероятность возникновения пробок на загруженных участках дорожного полотна, соответственно возрастает средняя скорость движения автомобиля.
- Развитая инфраструктура вдоль дороги – АЗС, закусочные и кафе.
- Своевременная очистка асфальта при снегопадах повышает безопасность для автомобиля, водителя и его пассажиров при передвижении по такой дороге.
- В случае аварийных происшествий происходит фиксация камерами наблюдения и немедленный вызов спецслужб.
Главный недостаток коммерческой дороги – это цена проезда по ней. На некоторых дорогах она составляет от 1 до 10 рублей за каждый пройденный километр. Если пользоваться часто и помногу, получается внушительная сумма.
Еще один недостаток – это скопление очередей из машин перед въездом на платный участок. Такая «пробка» способна свести на нет все плюсы быстрой езды по оплаченному пути.
От чего зависит стоимость проезда
Цена за передвижение по конкретной платной дороге формируется из определенных факторов:
- Категории, к которой относится транспортное средство. Легковой автомобиль всегда платит меньше грузового.
- Тарификации, установленной на участке дороги.
- Времени суток, когда планируется пользоваться дорогой.
- Есть или нет у владельца транспортного средства скидка – определяется по наличию транспондера.
Справка. Пожарная служба, машины скорой помощи, полицейские автомобили, маршрутные такси не входят в категорию плательщиков при пользовании услугами платной дороги. Но междугородние автобусы и автомобили такси не относятся к исключениям и оплачивают проезд в обычном порядке.
Компания «Автодор» выделила транспортные средства в четыре категории. Для каждой определена цена передвижения по платным участкам дороги:
- Высота транспортного средства до двух метров, более двух или две оси.
- Высота транспортного средства от 2 до 2,6 метра, более двух или две оси.
- Высота транспортного средства более 2,6 метра, одна-две оси.
- Высота транспортного средства более 2,6 метра, от двух и больше осей.
Справка. Тариф за пользование дорогой устанавливает концессионер (тот, кто обладает правами владения дорогой). Плата может отличаться в зависимости от времени суток.
Способы оплаты
Существует 2 способа платить за пользование дорогами:
- Специальный пункт взимания платы (ПВП). Иногда там есть кассир, принимающий наличные денежные средства или банковские карты. Если нет кассира, то ПВП оснащен автоматизированным купюроприемником.
- С помощью транспондера. Это специальное устройство, воспринимающее сигнал с платной дороги и в автоматизированном режиме списывающее оплату. При пользовании транспондером у водителя есть право на открытие специального счета. Он может привязать его для произведения оплаты за пользование дорогами. На въезде на участок дороги, подлежащий предварительной оплате, автомобилю с транспондером необходимо остановиться перед сканирующим датчиком распознавания. Далее шлагбаум откроется, и можно будет проехать. Если деньги списаться не смогут (нет связи с банком, или отсутствие денежных средств на счете), то открытия шлагбаума не произойдет. Единственный шанс проехать – оплатить нужную сумму наличными деньгами.
Список платных дорог России и тарифы на проезд по ним
Большинство дорог с платными участками принадлежит «Автодору», государственной компании. Но есть и другие участники данного рынка: ООО “Магистраль северной столицы”, ОАО “Западный скоростной диаметр”, Северо-западная концессионная компания.
Трасса М1
Дорога федерального значения, связывающая Москву с государственной границей Республики Беларусь. Является частью больших европейского Е30 и азиатского АН6 маршрутов. Захватывает территории Смоленской и Московской областей. В целом, бесплатная, кроме одного участка, протяженностью в 20 км – это объезд города Одинцово.
Функционирует с 2013 года, а с января 2014 года автомобилисты стали оплачивать проезд по ней. Там три отрезка пути. По каждому определен индивидуальный тариф для оплаты. Его размер определяется, исходя из категории, к которой относится транспортное средство, и времени, в которое автомобиль поедет этим путем.
Таблица 1. Тарфикация стоимости передвижения по платным участкам автодороги М1
Часть пути | Время использования | Первая категория ТС | Вторая категория ТС | Третья категория ТС | Четвертая категория ТС |
1-10 км | пять утра-час ночи | 150 | 225 | 300 | 480 |
час ночи-пять утра | 50 | 70 | 100 | 150 | |
10-13 км | пять утра-час ночи | 50 | 70 | 100 | 150 |
час ночи-пять утра | 30 | 40 | 60 | 90 | |
10-19 км | пять утра-час ночи | 150 | 225 | 300 | 480 |
час ночи-пять утра | 50 | 70 | 100 | 150 |
Если приобретен специальный прибор (транспондер), то гарантируется дисконт владельцу транспортного средства в размере 15% за право пользования платным участком дороги.
Трасса М3
Магистраль федерального значения М-3 “Украина” связывает Москву с государственной границей с Украиной через города Калугу и Брянск. На этой трассе располагаются два участка, подлежащие оплате. Оба принадлежат Калужской области. Суммарная протяженность коммерческого асфальтового полотна составляет 70 км.
Система оплаты не фиксирована и зависит от того, по какому участку будет двигаться автомобиль, в какие часы он поедет по конкретному участку, и к какой категории относится сам автомобиль. Присутствие транспондера позволяет снизить стоимость оплаты до 20%.
Таблица 2. Тарификация оплаты передвижения по автодороге М3
Часть пути | Часы передвижения | Первая катег.ТС | Вторая катег.ТС | Третья катег.ТС | Четвертая катег.ТС |
124-150 км | семь утра-полночь | 50 | 75 | 100 | 180 |
полночь-семь утра | 25 | 35 | 50 | 90 | |
150-194 км | семь утра-полночь | 80 | 120 | 160 | 320 |
полночь-семь утра | 40 | 60 | 80 | 160 |
Трасса М4
Магистраль федерального значения. Она является дорожной артерией между Москвой и Новороссийском, связывая между собой Воронеж с Ростовом-на-Дону, а Ростов с Краснодаром.
Автотрасса “Дон” имеет особое оборонное и стратегическое значение. На этой федеральной дороге выделено одиннадцать основных участков и шесть съездов-заездов, классифицированных как дополнительные. Они располагаются в Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и одна часть в Краснодарском крае.
Таблица 3. Тарификация передвижения по автодороге М4
Часть пути | Часы пользования | Первая катег.ТС | Вторая катег.ТС | Третья катег.ТС | Четвертая катег.ТС |
21-93 км | семь утра-полночь | 100 | 150 | 200 | 400 |
полночь-семь утра | 60 | 90 | 120 | 240 | |
93-211 км | семь утра-полночь | 150 | 220 | 300 | 450 |
полночь-семь утра | 100 | 150 | 200 | 300 | |
225-260 км | семь утра-полночь | 65 | 95 | 130 | 240 |
полночь-семь утра | 35 | 50 | 70 | 140 | |
287-321 км | семь утра-полночь | 65 | 95 | 130 | 240 |
полночь-семь утра | 35 | 50 | 70 | 140 | |
330 -414 км | семь утра-полночь | 130 | 190 | 250 | 480 |
полночь-семь утра | 100 | 150 | 200 | 400 | |
414-464 км | семь утра-полночь | 90 | 130 | 170 | 330 |
полночь-семь утра | 60 | 90 | 120 | 150 | |
492-517 км | семь утра-полночь | 40 | 60 | 80 | 140 |
полночь-семь утра | 25 | 35 | 50 | 100 | |
517-544 км | семь утра-полночь | 50 | 70 | 100 | 150 |
полночь-семь утра | 30 | 45 | 60 | 90 | |
544-589 км | семь утра-полночь | 80 | 110 | 140 | 290 |
полночь-семь утра | 50 | 80 | 100 | 200 | |
589-633 км | семь утра-полночь | 70 | 70 | 140 | 290 |
полночь-семь утра | 50 | 100 | 100 | 200 | |
1091-1119 км | семь утра-полночь | 50 | 75 | 100 | 200 |
полночь-семь утра | 30 | 45 | 60 | 120 |
Приобретенный владельцем автомобиля транспондер гарантирует ему снижение стоимости тарифа до половины. Процент понижения зависит от направления, в котором передвигается автомобиль и часы использования конкретного участка дороги.
Таблица 4. Тарификация дополнительных участков автодороги М4
Часть пути | Часы пользования | Первая катег. ТС | Вторая катег. ТС | Третья катег. ТС | Четвертая катег. ТС |
21-62 км Выезд с автодороги |
семь утра-полночь | 60 | 90 | 120 | 240 |
полночь-семь утра | 35 | 50 | 70 | 140 | |
355-339 км Заезд на автодорогу в противоположном направлении |
семь утра-полночь | 45 | 75 | 90 | 180 |
полночь-семь утра | 30 | 35 | 60 | 110 | |
380-414 км Съезд на автодорогу по ходу отсчета километража |
семь утра-полночь | 60 | 90 | 120 | 240 |
полночь-семь утра | 35 | 55 | 70 | 140 | |
380-339 км Съезд на автодорогу в противоположном направлении |
семь утра-полночь | 90 | 130 | 170 | 340 |
полночь-семь утра | 55 | 85 | 110 | 220 | |
401-414 км Съезд на автодорогу по ходу отсчета километража |
семь утра-полночь | 25 | 35 | 45 | 90 |
полночь-семь утра | 10 | 15 | 20 | 40 | |
401-339 км Съезд на автодорогу в противоположном направлении |
семь утра-полночь | 110 | 160 | 210 | 420 |
полночь-семь утра | 80 | 120 | 160 | 320 |
Оплата производится в начале и конце конкретного отрезка пути. Водитель останавливается каждый раз перед въездом на конкретный участок пути, чтобы оплатить его. Приобретая транспондер, водитель получает гарантию снижения цены проезда по дороге до 30%.
Трасса М11
Санкт-Петербург-Москва. После введения в эксплуатацию первого участка, который огибал постоянную пробку в Вышнем Волочке – это трасса стала самой востребованной платной дорогой, особенно в летний период. К концу 2019 года все платные участки дороги планируют полностью ввести в эксплуатацию, а это более 600 км.
Основные факторы, снижающие скорость при движении по дороге (перекрестки, светофоры, города, села, поселки) практически отсутствуют.
Из-за высокой стоимости по платным участкам почти не следуют большегрузы, что положительно отражается на общей скорости движения по дороге.
Автомагистраль находится в собственности у «Автодора» и «Северо-Западной концессионной компании».
Таблица 5. Стоимость передвижения по автодороге М11.
Часть пути | Первая катег. ТС | Вторая катег. ТС | Третья катег. ТС | Четвертая катег. ТС |
208-214 км | 20 | 30 | 40 | 60 |
208-258 км | 140 | 160 | 180 | 220 |
208-334 км | 360 | 390 | 430 | 530 |
214-258 км | 120 | 140 | 150 | 180 |
214-334 км | 340 | 370 | 400 | 480 |
258-334 км | 220 | 230 | 250 | 300 |
Справка. В отличие от других дорог “Автодора”, на автодороге М11 нет разделения по оплате движения на ночь и день. Но дисконт при наличии транспондера действует до половины стоимости в зависимости от категории ТС и того участка, по которому передвигается транспортное средство.
«Северо-Западная концессионная компания» владеет участком Москва-Солнечногорск, и у нее прописана очень дробная тарификация за пользование дорогой. Деление идет по времени суток (утро, вечер, день и ночь), по дню недели. Тарифы по оплате этого участка являются самыми высокими.
Дороги Псковской области
Здесь расположены четыре платные дороги. Одна из них – петляет по территории области, остальные три – являются связующим звеном для России с Беларусью, Латвией, Эстонией.
Владеют всеми дорогами органы местной власти. Состояние этих дорог ничем не отличается от бесплатных дорог, так как их не ремонтировали, а просто перевели в разряд тарифицируемых. Но право передвижения без оплаты осталось у владельцев автотранспортных средств, проживающих на территории Псковской области.
Таблица 6. Цена передвижения по автодорогам Псковской области
Часть пути | Легковые | Фургон 11 мест и менее | Автобус 29 мест и менее | Автобус более 30 мест | Грузовик до 3,5 тонн | Грузовик до 8,5 тонн | Грузовик более 8,5 тонн | Трейлер до 8,5 тонн | Трейлер 8,5 тонн и более |
Остров.-Вышгород. | 300 | 480 | 640 | 1130 | 560 | 650 | 1130 | 650 | 1130 |
Печоры-Изборск | 150 | 230 | 320 | 560 | 240 | 320 | 560 | 320 | 560 |
Опочка-Дубров. | 220 | 320 | 480 | 810 | 400 | 480 | 810 | 480 | 810 |
Ольша-Невель | 200 | 320 | 470 | 590 | 470 | 590 | 810 | 710 | 880 |
Властями Псковской области была определена собственная классификация транспортных средств и установлены тарифы.
Западный скоростной диаметр
Это платная магистраль внутри Санкт-Петербурга. Дорога состоит из пяти участков с суммарной продолжительностью заасфальтированного полотна в 46 км. Тариф на проезд по конкретному участку зависит от категории ТС. Владелец ТС оплачивает тот участок дороги, по которому планирует продолжить движение. С транспондером цена снижается на 15%, а в период с 00:00 до 5:59 – на 50%.
Таблица 7. Цена проезда по западному скоростному диаметру
Часть пути | Первая категория ТС | Вторая категория ТС | Третья категория ТС | Четвертая категория ТС |
Южн.сторона кольцевой дороги-ул.Благодатная | 100 | 100 | 150 | 200 |
Ул.Благодатная-Набережная | 100 | 100 | 130 | 170 |
Набережная-Шуваловский проспект | 100 | 100 | 130 | 170 |
Шуваловский проспект-сев.сторона кольцевой дороги | 100 | 100 | 130 | 170 |
Сев.сторона кольцевой дороги-трасса Е-18 | 100 | 100 | 130 | 170 |
Права владения этой дорогой принадлежат ООО «Магистраль северной столицы». Им было принято решение не применять тарификацию в зависимости от времени суток.
Намечена тенденция на постепенное увеличение количества платных дорог в нашей стране. Так как преимуществ насчитывается пока больше, чем недостатков.
Любая отреставрированная или свежепостроенная дорога может войти в эту категорию при соблюдении важного условия – на момент перевода ее в категорию «платной дороги» должны быть другие действующие альтернативы без дополнительных сборов с автомобилистов. У автовладельца должен оставаться выбор дороги для продолжения движения.
Полезное видео
О том, как работают транспондеры, узнаете из этого видео:
Комментарии