Купите «Форд» не потому, что он самый дешевый, а потому, что он самый лучший» – из российского рекламного проспекта 1907 года…
Да, да, я не ошибся с годом. Машины Форд стали продавать в российской империи еще в начале двадцатого века. Кстати, ни одна автомобильная марка не пользовалась такой популярностью, как Форд, Это касается и царской России и уже Советского Союза.
Генри Форд создал свое предприятие в 1903 году, а уже 1904 первые машины ездили в Киеве. Там эксплуатировалась третья по счету модель – машина модели «С»! Продавались Форды и в Одессе, и на всем Черноморском побережье стараниями коммерсанта Бломберга.
С царской Россией более или менее понятно, а как и почему развивались отношения между капиталистическим производителем и советским потребителем расскажу вам в этой статье.
Поэтому в России этот автомобиль знали и использовали. К примеру, из 1120 машин, завозимых в страну, 1080 были Фордами. Лицензия на покупку Фордов в нашей стране была получена в мая 1929 года, а именно на автомобили форд А и форд АА. Срок лицензии по договору составлял 10 лет, при чем, американцы полностью технически содержали автомобили. В свою очередь, мы должны были выкупить 72000 единицы, но по факту получилось гораздо меньше.
В июле 1929 года мы начинаем строить новый завод НААС по сборке машин. Самым главным вопросом в то время для людей был вопрос : «зачем США нужно продавать нам лицензию и бесплатно обслуживать автомобили?». Было много версий: завести «дружбу», отправить все дефектные автомобили. Но ответ был один – застой в экономике США, и, к тому же, близкое банкротство и развал компании Форд.
Согласно лицензии, Россия за три года должна собрать 72000 машин! Мы решаем за это время еще и построить новый завод, но уже для создания таких же машин, используя наши комплектующие.
Заводы были возведены в Нижнем Новгороде, Москве и Харькове. Первые комплекты автозапчастей для сборки стали поступать в страну в октябре 1929 года. В Харьков были направлены 100 комплектов, именно они первыми смогли принять у себя комплекты.
Первый официальный автомобиль выехал из ворот завода в нижнем Новгороде в феврале 1930 года. Это был грузовик Форд АА, и только в ноябре собрали первый Форд в Москве.
Но прогресс по сборке Форда в нашей стране не шагнул так сильно как в США. К примеру, в нашей стране были собраны лишь две модификации Форд АА, с закрытым и открытым кузовом, а тем временем в Америке- 5. Легковой автомобиль так же был собран в двух модификациях в России, и в 12 в Америке.
Комментарии