Шел 1954 год. Почти две пятилетки было отработано советским народом для восстановления Родины. Советский Союз семимильными шагами преодолевал последствия войны.
Очередь подошла к модернизации в сфере сельского хозяйства. Правительство страны поручило руководству Горьковского автозавода позаботиться о сельскохозяйственных механизаторах. Ведь полевые машины были уже в серийном запуске.
В планах государства был проект по освоению новых – целинных земель Сибири и Казахстана. Так что стране требовались компактные и экономичные, способные преодолевать бездорожье – «стальные кони», готовые трудиться на благо сельского хозяйства.
Задачи поставлены и в 1955-ом году к разработкам приступили ведущие заводские конструкторы под руководством Георгия Моисеевича Вассермана.
Результатом их труда стали два автомобиля разных модификаций, но с одинаковыми названиями «М-73 «Украинец»: пикап и купе.
За основу инженеры взяли свою предыдущую разработку полноприводную «Победу М-72». Пикапу, по задумке конструкторов, предстояло возить механизаторов, для осуществления ремонта прямо в полях, и подвозить запчасти. Легко и удобно!
А купе предназначалось для поездок на места председателя. Этот автомобиль был, что немаловажно, экономичнее своих предшественников ГАЗ-67,-69,-М72 на 30%. А также имел более высокую проходимость.
Технические характеристики «Украинцев» были одинаковыми.
- Длина машин составляла 3430 мм, база – 2000мм.
- Двигатели на них стояли от «Москвича» М3МА-402 4-х цилиндровые с объемом 1,22 литра и мощностью 36 «лошадок» при оборотах – 4200 в минуту.
- Коробка передач – механическая 3-х ступенчатая со специально разработанной для М3 двухступенчатой раздаткой.
- Машины снабдили неразрезными мостами.
- У всех колес была независимая подвеска на продольных рессорах и гидравлические барабанные тормоза.
- Масса купе составляла 1071кг, а пикапа – 1031кг.
- На хорошей дороге «Украинцы» разгонялись до 85км.
Испытания прошли на ура. Конструкторы ожидали запуска разработки в серию, но этого увы не произошло. По той простой причине, что у завода не хватило мощностей. Все силы были брошены на выпуск «ГАЗ-69» и «М-72». До «М-73» у ГАЗа руки не доходили. Наверное, просто некому было настоять на данном производстве.
Серийное производство миниатюрных вездеходов отложили до лучших времен: сначала до 1958-го года, потом до 1960-го, а потом с приходом руководителей с другими взглядами на индустриализацию и модернизацию и вовсе решили, что страна в них не очень то и нуждается.
Но разработки конструкторов не пропали совсем. На базе М3МА – купе, начали выпуск «Москвичей» 410 и 411 с использованием раздатки и неразрезанных мостов. Концепция М-73 пригодилась и японцам, правда спустя 40 лет, при создании купе «Сузуки»Х-90».
Комментарии