» Интересное » Реактивный поезд: почему он не был реализован в СССР

Реактивный поезд: почему он не был реализован в СССР

Приветствую подписчики! В Твери есть стела, установленная в честь местного вагоностроительного завода, которая незаслуженно не удостоена внимания широкой общественности. Выглядит она так: из стены, словно из параллельной действительности, в нашу реальность врывается железнодорожный вагон с соплами от самолета, расположенными на крыше. Памятник выглядит фантастически: как будто кто-то решил увековечить будущее, находясь в далеком прошлом.

Первый и последний реактивный поезд СССР

На самом деле стелу установили не так давно, в 2008-ом году. Любопытство удовлетворили местные жители. Они подтвердили, что нос с двигателем самолета, отрезали от реального, существующего в единственном экземпляре экспериментального вагона. О чем речь? Что это за вагон такой?

Предыстория

А предыстория появления памятника такова. В 70-х годах прошлого столетия перед учеными поставили очередную важную задачу. Ни много ни мало решить вопрос увеличения скоростного режима на железных дорогах. Американцы в то время уже могли передвигаться по железной дороге чуть быстрее. Мы не могли остаться в стороне. Вопрос должен был быть так решен, чтобы это было дешево и сердито.

Ответом инженеров-разработчиков стал проект по созданию реактивных поездов, этакой гибридной помеси вагонов и самолетов. На обычный вагон установили отработанный двигатель, чтобы было дешево, от ЯК-40 и обвесили обтекателями. Испытания проводились долгих 5 лет.

Первый и последний реактивный поезд СССР

Но максимальную скорость, которую смог развить состав на такой тяге, была зафиксирована в 72-ом году на Приднепровском железнодорожном участке. Результат был рекордным по меркам советских железных дорог – 250км/ч. Кстати, в наше время до этой же отметки добирается Сапсан Москва – Санкт-Петербург.

Эксперимент завершился в 1975-ом, когда на железнодорожное полотно выпустили РТ200. Модель прокурсировала с пассажирами только год. После чего наработки советских инженеров были заменены чешским проектом ЭР200.Отечесвенный же свернули к 1980.

Читать по теме:  ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 - кто же лучшая классика?

Детище ученых стояло как беспризорник, подвергаясь вандализму времени и людей, ржавело и разрушалось долгих 10 лет. В 1986-ом местные креативщики отремонтировали, покрасили, привели вагон в надлежащий вид, желая открыть в нем модный по тем временам видео салон.

Первый и последний реактивный поезд СССР

Печальный итог

Но что-то им помешало довести замысел до логического завершения, и история повторилась. Только в 2008-ом году, нос вагона отрезали, покрасили и установили в качестве памятника. Событие приурочили к юбилею Калининского железнодорожного завода, ныне Тверского.
В Соединенных Штатах аналогичные испытания проводились десятилетием раньше.

В 1966-ом году инженеры установили на крыше вагона двигатель от бомбардировщика. На тяге М-496 состав удалось разогнать до 296км/ч. Это были цифры, о которых железные дороги США даже мечтать не смели. Но проект не был внедрен, его посчитали коммерчески невыгодным.