Строительство грунтовых дорог

Борщев В.М.
19 декабря 2017, 14:27обновлен сегодня 22:25
0
1860

«Русским трактом езда не слишком веселит» Князь Петр Вяземский. От строительства первой российской дороги, «всесезонной и гужевой», соединившей Москву и Петербург, прошло уже почти 3 века (1746г. при имп. Елизавете), но для многих населенных пунктов России грунтовые дороги и по сей день остаются «дорогами жизни». Из имеющихся в стране 900000 км. дорог, более 150000 км. составляют грунтовые дороги. Вспоминать российский менталитет, «грянувший гром и клюющего петуха», тут не всегда уместно. «Грунтовки» имеются в Германии, славящейся своими автобанами, в США с их знаменитыми хайвэями, Швейцарии, Финляндии, Японии и других странах мира.

Где нужны «грунтовки»?

Строительство грунтовых дорог целесообразно на маршрутах с малой загруженностью, относительно дешево, но для всесезонного функционирования потребует грамотной и постоянной «профилактики». Их необходимо каждое лето поливать хлоридом кальция (для обезпыливания) и не реже одного раза в месяц проходить грейдером. В Финляндии такие «грунтовки», при соблюдении технологии, служат по полвека.

Именно технологии и являются пока нашим «камнем преткновения». Для равномерного разбрасывания отсева щебенки (в той же Финляндии) применяется специальная установка. У нас спецтехника такого класса не выпускается (будем надеяться, что «пока»), привозят и рассыпают самосвалами, грейдером разгребают и утрамбовывают катком. Чтобы провезти через границу и использовать финскую или немецкую технику придется заплатить такие деньги, что грунтовая дорога станет «золотой».

Строительство грунтовых дорог

По российскому СНиПу грунтовой дорогой будет являться любая дорога, построенная при помощи только грунта или грунта с добавками (гравий, шлак и т.д.). Она является дорогой 5 (низшего) класса и может быть как с дорожной «одеждой» – покрытием (тоже самого низкого класса), так и без неё. Делятся на 3 класса:

  1. Улучшенные грунтовые, с дорожным покрытием из песчано-гравийной смеси, щебня и т.д. На картах обозначаются желтым цветом.
  2. Проселочные грунтовые (не улучшенные). Просто «накатанная» дорога, которую, в лучшем случае, иногда «гладит» грейдер. На картах обозначаются сплошной линией.
  3. Полевые и лесные грунтовые дороги. Фактически — 2 параллельные «тропинки». На картах обозначаются пунктирной линией.

Строительство грунтовых дорог

Полезный совет: при движении по полевым и лесным дорогам старайтесь двигаться так, чтобы колеса располагались по обочине и середине такой дороги. Возможно, «первопроходец» этой трассы автомобиль с высоким клиренсом. Тогда «прихватить» что-нибудь в колесо будет намного безобидней, чем нарваться поддоном на заросший пень посредине.

Строительство грунтовых дорог

В отличие от лесных, полевых и проселочных дорог, которые появляются по принципу: «Где проехал, там и дорога», строительство грунтовых дорог, имеющих «одежду», начинается с геологической разведки местности. Учитываются и перепады высот(места скопления осадков), и грунты местности, и возможность дальнейшего обслуживания. В зависимости от всех этих факторов и климата региона выбирается тип покрытия дороги  и подготавливается и согласовывается проектно-сметная документация.

Читать по теме:  Технология укладки холодного асфальта

Строительство грунтовых дорог состоит из нескольких этапов:

  • работы по уплотнению грунта, отвод воды, подготовка «корыта»;
  • работы по возведению «подушки» основания дороги;
  • укладка и уплотнение и обработка верхнего полотна (одежды).

Песчаные грунтовые дороги строятся в местах с наименьшей автозагрузкой, практически под единичные машины. Выбирается верхняя часть грунта, подготавливается «корыто», уплотняется грунт и стенки, которые засыпают песком и утрамбовывают катком до необходимой степени. К минусам стоит отнести то, что, как правило, не возвышается над ландшафтом и подвержена размыву ливневыми потоками и разрушению тяжелой техникой.

Полезный совет: следует помнить, что нанесение дорожной разметки на грунтовую дорогу зависит от чувства юмора «дорожников» или «высокопоставленности» проезжавших поблизости лиц и соблюдению не подлежит.

Строительство грунтовых дорог

Дорога из щебня возводится там где движение автомобилей уже намного интенсивней, чем на «песочке» и веса техники посущественней. Строительство такой дороги должно включать в себя три этапа и щебень использоваться 2-х разных фракций (fraction фр. – часть, доля). Нижний слой в подготовленном «корыте» это крупный щебень размером 40х70 и верхний слой фракцией 40х20. Если соблюдены эти условия, то создается эффект «расклинивания» (внедрения более мелких частиц в среду крупных), что способствует уплотнению дорожной рубашки.

Из ПГС (песчано-гравийной смеси) строительство дорог проводится, в основном, в зоне котеджных построек из-за дешевизны и скорости возведения. Технология аналогична вышеперечисленным: «корыто», основа и рубашка. Минус — неустойчивость к воздействию водой и температурой, следовательно недолговечность.

Полезный совет: при движении по грунтовым дорогам следует помнить, что нагрузка на ходовую часть Вашего авто пройдет «безболезненно» только в том случае, если соблюдать золотое правило: больше яма — меньше скорость. В противном случае, лихачество чревато износом резино-технических деталей и выходом из строя элементов подвески.

Строительство грунтовых дорог

Строительство послойной дороги из щебня и песка наиболее целесообразно в большинстве климатических зон нашей страны. Песок будет создавать необходимый дренаж для отвода воды, а слой щебня необходимое уплотнение, которое может выдерживать даже грузовые машины. Как и любой дороге с покрытием необходим ямочный ремонт, подсыпка щебня различных фракций в местах где образовались выбоины. Технология строительства аналогична ранее перечисленным, при этом, такой тип дороги достойно выдержит мороз и покажет хорошее влагопоглощение во время осадков.

Читать по теме:  Строительство высокоскоростных магистралей

Методы укрепления грунтов

Существует множество методов, при помощи которых возможно укрепить грунт:

  • гранулометрическими добавками (щебень, песок, суглинки, гравий и пр.);
  • органическими вяжущими в-вами(дёгтями, битумами, эмульсиями, смолами);
  • минеральными вяжущими (силикатом натрия, известью и цементом);
  • растворами солей(хлористые натрий и кальций и др.);
  • обработка грунта электрохимией(пропускание постоянного тока при помощи электролитов);
  • термообработка(обжиг грунта на местном топливе);
  • комплексная обработка грунта.

Грунтовые дороги со стабилизацией грунта.

Современные технологии строительства позволяют превращать простой рассыпчатый грунт в укрепленное стабилизатором монолитное полотно. Широко дороги со стабилизацией грунта стали строится на Западе в 80-е годы, хотя работы в направлении придания грунту иных свойств проводились с 20-х годов прошлого века и у нас. Еще в 1926 году в СССР было осуществлено известкование грунта, но из-за неустойчивости к морозам было рекомендовано только для оснований дорожного полотна. В США проселочные дороги строились по цементно-грунтовым технологиям.

Суть современной идеи стабилизации проста: в обычном состоянии молекулы грунта удерживаются между собой силами электростатического и химического взаимодействия. Грунт обрабатывают химическим веществом (стабилизатор, модификатор) который замещает анионы (OH) в молекулах, силы взаимного притяжения возрастают. Современные разработки стабилизаторов российских специалистов (технология ANT – муравей) ограничены только весом техники для уплотнения дороги. Если было бы физически возможно увеличить трамбующее давление в 5 раз, то прочность получившейся дороги соответствовала бы по твердости бетону М200.

Для строительства используются уже имеющийся на месте грунт, что влечет за собой значительную экономию, а прочность такой грунтовой дороги в 3-5 раз выше необработанной.

Строительство грунтовых дорог

Верхний слой грунта на глубину 20-30 см взрыхляется и измельчается фрезой. Определяется количество уплотнителя и добавок (возможна цементация) которые необходимы на кв.м. дороги. Вносится стабилизатор в почву путем повторного перемешивания фрезой и доводится влажность грунта до оптимальной (при которой силы электрохимического воздействия молекул грунта между собой будут максимальны) и в этом состоянии производят уплотнение грунта катком. В случае недостаточной влажности производится орошение грунта водой из поливальной техники.

Читать по теме:  Строительный контроль дорог

Современные стабилизаторы допускают смешивание с пресной или соленой водой. Верхний слой затвердевает полностью за срок от 1 до 4 недель, но движение по ней уже возможно всего через 2 часа после уплотнения.

Выгода очевидна:

  • свойства «сцепляемости» грунта остаются очень долгое время;
  • модификации или стабилизации подходят любые виды грунтов;
  • обработанный (модифицированный) грунт может храниться отдельно на стройке, готовым к применению (до уплотнения);
  • минимальный ущерб экологии и ландшафту;
  • в случае повреждения дорожной «рубашки» из стабилизированного грунта, не будет отколовшихся кусков(как при цементации), которые могут привести к несчастным случаям на дороге.

Строительство грунтовых дорог

Стабилизаторы грунта химические, органические и синтетические постоянно совершенствуются. Сфера применения их становится все шире. От укрепления берегов водоемов и строительства дорожек стадионов до производства кирпичей из грунта и строительства аэродромных полос.

Заключение

Какой бы не была грунтовая дорога, для её функционирования в любое время года ей необходимо обслуживание. Своевременное удаление пыли и снежных заносов, грамотная и постоянно чистая система водоотводов, все это является необходимым для безопасного движения и долговечности любой дороги. По какой бы из них Вам не пришлось путешествовать, помните о соблюдении ПДД и мер безопасности. Ни жезла Вам, ни гвоздя!

Рубрика:
Метки:
Ремонт дорог
2167
0
Ремонт дорог
1230
0
Борщев В.М.
13 декабря 2017, 08:58
Ремонт дорог
1161
0
Ремонт дорог
4771
0
Борщев В.М.
25 июня 2018, 16:03
Ремонт дорог
2005
0
Борщев В.М.
12 декабря 2017, 17:57
Ремонт дорог
742
0
Борщев В.М.
18 июня 2018, 13:39
Ремонт дорог
3513
0
Борщев В.М.
3 сентября 2018, 11:16
Ремонт дорог
1369
1
Борщев В.М.
15 июня 2018, 19:38
Ремонт дорог
1448
0
Борщев В.М.
19 декабря 2017, 21:05
Ремонт дорог
2306
0
Борщев В.М.
25 августа 2018, 18:15
Ремонт дорог
1135
0
Ремонт дорог
1515
0
Борщев В.М.
8 января 2018, 21:02
Ремонт дорог
1553
0
Борщев В.М.
14 августа 2018, 09:27
Ремонт дорог
2215
0
Борщев В.М.
15 июня 2018, 18:39
Ремонт дорог
2144
0
Борщев В.М.
18 декабря 2017, 18:43
Ремонт дорог
2438
0
Борщев В.М.
12 сентября 2018, 20:02
Ремонт дорог
3117
0
Борщев В.М.
30 августа 2018, 15:20
Техника
2703
0
Борщев В.М.
23 августа 2018, 14:06
Ремонт дорог
2282
0
Борщев В.М.
21 июня 2018, 14:18
Ремонт дорог
837
0
Борщев В.М.
7 июня 2018, 11:20
Ремонт дорог
780
0
Борщев В.М.
16 декабря 2017, 15:12
Ремонт дорог
1254
0
Ремонт дорог
1180
0
Борщев В.М.
5 июня 2018, 10:40
Ремонт дорог
668
0
Борщев В.М.
5 июня 2018, 11:42
Ремонт дорог
1165
0
Борщев В.М.
16 августа 2018, 12:06
Ремонт дорог
1194
0
Ремонт дорог
1098
0
Борщев В.М.
3 августа 2018, 12:38
Ремонт дорог
1833
0
Борщев В.М.
9 августа 2018, 15:09
Ремонт дорог
155390
0
Борщев В.М.
15 июня 2018, 18:20
Ремонт дорог
1048
0
Борщев В.М.
16 декабря 2017, 15:44
Ремонт дорог
2474
1
Борщев В.М.
15 июня 2018, 20:15
Ремонт дорог
1856
0
Борщев В.М.
3 сентября 2018, 11:39
Ремонт дорог
2141
0
Борщев В.М.
9 августа 2018, 14:40
Ремонт дорог
1752
0
Борщев В.М.
21 августа 2018, 16:23
Ремонт дорог
1294
0
Ремонт дорог
1638
0
Борщев В.М.
5 октября 2018, 10:03
Ремонт дорог
2007
0
Борщев В.М.
15 июня 2018, 19:09
Ремонт дорог
1252
0
Борщев В.М.
18 декабря 2017, 19:45
Ремонт дорог
3076
0

Комментарии

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x