В любом городе можно наблюдать за тем, как дорожные работники кладут асфальт во время дождя или снегопада. Многие уверены в том, что это грубое нарушение всех норм. Но можно ли класть асфальт в дождь?
Можно ли класть асфальт в дождь и снег?
Чтобы разобраться в том, можно ли класть асфальт в дождь и снег, необходимо знать о способах его укладки. А их всего три:
- горячий;
- холодный;
- литой.
Горячий способ актуален при строительстве новых дорог, ремонтных работах со снятием старого асфальта или небольших участков дорог в теплое время. Метод подразумевает использование битумной смеси, которую требуется укатывать до полного охлаждения. Особенность укладки заключается в соблюдении некоторых условий, температура воздуха на улице должна быть выше + 5 °C и нет осадков.
Холодный способ выбирают при так называемом ямочном ремонте. В этом случае в яму заливают готовую асфальтовую смесь, специальная техника здесь не требуется. Осуществлять ремонтные работы можно и в мороз -20 °C. Холодный асфальт можно укладывать и в дождь, но яма должна быть хорошо высушена. Для этого применяют инфракрасные обогреватели, авиационные двигатели и специальные реагенты.
Литой способ укладки асфальта можно применять в дождь (не ливень), в снег, мороз до -10 °C. Готовую смесь к месту ремонтных работ привозят в цистернах-термосах, температура в которых достигает около 200 °C. Из-за этого асфальт по структуре напоминает жидкий клей. При контакте такого асфальта с влажной поверхностью, вся влага мгновенно испаряется. Способ довольно дорогостоящий, поэтому его применяют лишь в экстренных ситуациях.
Важно! Асфальт укладывать в дождь и снег можно, но с обязательным соблюдением определенных условий.
Особенности правильного укладывания асфальта
Процесс правильной укладки дорожного покрытия таков:
- подготовка места проведения работ (расчистка);
- участок подготовленный засыпают щебнем;
- поверх щебня, для лучшего сцепления основания и асфальта, заливается эмульсионная смесь;
- поверх эмульсии накладывается слой битума и сухой щебень;
- получившиеся слои выравнивают катком.
Требования и рекомендации:
- Следует наносить битумную эмульсию на поверхность непосредственно перед укладкой полотна.
- Горячий способ может применяться исключительно при положительной температуре воздуха (не ниже +5 °C).
- Важно поддерживать определенную температуру смеси (не ниже + 100 °C).
- Исходя из назначения покрытия, будет определяться его толщина. После нанесения асфальта требуемой длины, он выравнивается и уплотняется.
- Уплотнять необходимо сразу после засыпки, для чего предназначена специальная техника.
- Отводится не менее суток для того, чтобы нанесенный слой застыл. Для холодного асфальта достаточно нескольких часов.
Главные причины плохого качества дорожного полотна
Важно! Несоблюдение нормативных требований СНиП и ГОСТ при проведении ремонтных работ приводит к плохому состоянию дорог.
Есть ряд основных причин разрушенного состояния дорог:
- при проведении укладочных работ во время дождя в слои асфальта попадает вода, что приводит к появлению дыр;
- экономия на эмульсионной смеси;
- слой кладется ненадлежащего качества, из-за чего не происходит должного сцепления щебня со старым асфальтом;
- замена щебня на колотый кирпич, что ведет к проседанию и обвалу дорожного покрытия;
- использование асфальта несоответствующего качества и укладка недостаточной толщины провоцируют появление трещин и разрушений.
Нельзя исключать и факт человеческой халатности при проведении работ, несоблюдение технологий укладки в дождь и снег.
Допустимые нарушения
Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.
Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.
Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.
Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.
Важно! В остальных случаях для организаций предусмотрен штраф.
Современные требования
В СНиП прописаны требования, касающиеся температуры воздуха для проведения работ:
- для укладки теплого асфальта от -10 °C и выше;
- летом и весной работы проводятся при температуре от +5 °C и выше;
- осенью от +10 и выше.
Работы рекомендовано проводить в сухую погоду. В СНиП есть пункт о запрете укладки дорожного покрытия в снег, дождь и метель. Согласно положению, невозможно осуществлять укладочные работы на сырое неподготовленное основание.
Работы могут проводиться при небольшом дожде. Для этого должны применяться холодные и литые смеси.
Если за окном минус
При отрицательной температуре асфальт ложится с использованием холодных смесей. Таковым является полимерный асфальт, полученный благодаря добавкам, за счет чего он пластичным и устойчивым к заморозкам. Придерживаясь технологий, применение состава требует добавления битумных сгустителей. Есть два вида используемых холодных смесей: мелкозернистая и песчаная, фракции – 5 мм и 10-15 мм.
При экстремальных погодных условиях очень важно получить прочное покрытие и такая технология позволяет достичь этого. Стоимость работ высока, но холодные модифицированные смеси все чаще применяются из-за возможности проводить работы в снег и дождь, а также температуре + 60 °C.
Сфера применения технологии:
- покрытия, расположенные рядом с рельсами;
- точечный ремонт магистралей и трасс;
- подъездных путей, покрытие автостоянок;
- предупреждающие меры при дорожно-ремонтных работах;
- формирование отмостки в других случаях.
Перед работой поверхность следует очистить от излишней влаги, снега и мусора. Дополнительно требуются механизмы контроля температуры.
Срок службы
В РФ с 2011 года действуют новые правила, по которым работы по восстановлению полотна должны проводиться один раз в три года. Ранее этот срок составлял семь лет. В паспорте дороги делаются записи о каждом отремонтированном километре. Ремонтные работы при дефектах возложены на дорожно-строительные организации, которые несут за это ответственность.
По нормам допускается износ дорожного покрытия на 5 % после ямочного ремонта. Зависит гарантийный срок от интенсивности движения транспорта, особенности эксплуатации.
На магистралях l и ll категории замена покрытия проходит одним большим полотном. Для этого перекрывают движении в одном направлении. Все работы должны осуществляться согласно документации СНИП и ГОСТ.
Имеющиеся нормы и правила не позволяют дорожным работникам выжидать хорошей погоды ни для ямочного ремонта, ни для укладки нового полотна. Получается, что вполне разрешим вопрос о том, можно ли укладывать асфальт в дождь и снег. Работы должны проводиться достаточно быстро (разгрузка, распределение и уплотнение катком). Единственное исключение: в дождливую погоду укладка верхнего слоя недопустима.
Комментарии