Характеристики дорожных катков

Характеристики дорожных катков

Дорожные катки – особый вид спецтехники, используемый при строительстве и ремонте дорог. Необходимы для трамбования некоторых слоев дорожного покрытия. Данная техника имеет разную форму и принцип работы. Чтобы верно подобрать требуемую модель, важно тщательно изучить технические характеристики дорожных катков.

Общая информация о дорожном катке

Характеристики дорожных катков

Дорожный каток – это машина, применяемая для утрамбовки, выравнивания разного вида покрытий, уплотнения. Сфера применения данной техники довольно обширна, сюда относятся промышленность, железнодорожное строительство, городское и аэродромное, а также автомобильная отрасль. Спецтехника считается самой надежной, она удобна в использовании и имеет привлекательный внешний вид.

Исполнительной частью машины являются пневматические колеса, изготовленные из металла. На ведущие колеса, благодаря силовой установке, осуществляется крутящее усилие. За счет этого машина движется. Изменение направления перемещения позволяет управлять ведомым вальцом.

Виды рабочих приспособлений

Выделяют данную спецтехнику по числу осей, виду рабочего органа, методу работы и передвижения, числу вальцов.

По типу рабочего органа выделяют: с гладкими вальцами, решетчатые, ребристые, кулачковые, пластинчатые, пневмоколесные.

Гладковальцовые

Характеристики дорожных катков

Данный тип характеризуется тем, что металлические цилиндры обладают гладкой поверхностью. Используются для уплотнения асфальтового слоя и асфальтобетонного.

Кулачковые

Характеристики дорожных катков

Вальцы обладают цилиндрической формой. Главное отличие от гладких – наличие выступов, которые называют кулачками. Отсюда и пошло название. Кулачковые дорожные катки незаменимы во время работ по уплотнению рыхлых грунтов, при их толщине не более 30 см. Наличие кулачков способствует легкому вхождению в грунт в начале уплотнения.

Читать по теме:  Сравнение грунтовых катков Bomag и Hamm

Решетчатые

Характеристики дорожных катков

Сверху гладкой поверхности вальцы оснащены металлической решеткой. Находят применение в уплотнении комковых грунтов, содержащих твердые элементы. Наибольший эффект трамбования таких грунтов получается непрерывным дроблением, благодаря металлической решетке.

Пластинчатые

Данный тип дорожного катка на ободе вальца имеет шарнирно закрепленные башмаки. Используются для послойного трамбования грунтов в насыпях.

Ребристые

На ободе вальца данный вид катка имеет ребра. Как в предыдущем случае используется для послойного трамбования грунтов.

Пневмоколесные

Каток дорожный оснащен несколькими пневматическими колесами. Применимы для уплотнения асфальтового покрытия и асфальтобетонного.

Классификация дорожных катков

По назначению

Выделяют два типа:

  1. Грунтовые – подходят для стабилизации грунтовых (песчаных, глинистых, скальных) оснований.
  2. Асфальтовые – незаменимы при выравнивании горячих (исключением будут литые) или холодных смесей при асфальтировании.

По массе

Катки бывают:

  1. Легкие – масса катка не более 4 тонн, целесообразно применять на небольших площадках (асфальтирование паркингов, автостоянок, спортивных площадок и т.д.), где нет большого объема работ. Могут быть задействованы и при ямочном ремонте дорог.
  2. Тяжелые, их масса более 4 тонн – применение находят в период строительства дорог, текущем ремонте или капитальном. Популярны при повышенных требованиях к уровню уплотнения грунтовых покрытий или асфальтированных, где требуется большой объем работ.

По типу рабочего органа

Внимание! У всех дорожных катков рабочей частью являются вальцы.

Выделяют:

  • гладковальцовые;
  • решетчатый;
  • комбинированные;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные.

По принципу действия

  • Статические – уплотнение осуществляется, благодаря собственному весу техники и имеющихся дополнительных балластов (изделия из металла и бетона). Целесообразно применение в тех местах, где вибрационные механизмы не могут быть использованы в работе (мосты, жилые постройки, путепроводы).
  • Вибрационные – помимо массы самой техники, давление на поверхность осуществляется путем динамической линейной нагрузки, появляющейся за счет вибрации вальца. Применяются для стабилизации, выравнивания и уплотнения грунтовых оснований и асфальтобетонных, сокращая нужное число проходов в 1,5-2 раза. Среди основных факторов, влияющих на скорость и качество работы, выделяют диапазон и периодичность вибрации вальца.
Читать по теме:  Ручной виброкаток

По количеству вальцов

  1. Одновальцовые. Каток снабжен одной осью, имеет сзади пневматические шину. Строительные работы не обходятся без данного вида катка. Также он используется во время подготовки территории для тротуара, фундамента, незаменим для дорожного строительства. Одновальцовый каток идеально подходит, когда нужно произвести небольшие уплотнения. Машина полезна для оценки ровности поверхности. Наличие большого стального барабана на оси может быть причиной затруднения переезда через препятствия.
  2. Двухвальцовые. Машина имеет два стальных барабана, один находится спереди, другой расположен сзади. Именно они отвечают за движение вальцов вперед и назад. На некоторых поверхностях вальцы не обеспечивают нужного сцепления, поэтому чаще применим для уплотнения асфальта. Из-за отсутствия шин и колес машина менее маневренная в сравнении с одноосной. Однако машина необходима для уплотнения грунта и других базовых покрытий.
  3. Трехвальцовые. В наличие сразу три вальца, находящихся на равном расстоянии друг от друга или два в тандеме, а третий расположен отдельно.

По способу передвижения

  • Ручной (статистический/вибрационный) – оснащен гладким металлическим вальцом, ширина которого доходит до 1 м. Применяется при асфальтировании небольших территорий (пешеходные дорожки и велосипедные, парковые территории, игровые площадки и т.д.).
  • Прицепной (статистический/вибрационный) – оснащен одним гладким вальцом или кулачковым, работает совместно с базовым трактором и востребован при послойном уплотнении ровных грунтовых оснований.
  • Самоходный – обладает двигателем и трансмиссией.

Внимание! Поскольку самоходные катки более удобны для работы, прицепные уже практически не встречаются.

Дополнительное оборудование дорожных катков

Если вы желаете увеличить работоспособность, а также соблюсти безопасность и комфорт при работе с техникой, то усовершенствованные модели дорожных катков имеют для этого дополнительные оборудования:

  • сменные вальцы;
  • климат-контроль;
  • тент;
  • плотномер;
  • антивандальный кожух;
  • система фильтрации воздуха;
  • кулачковый бондаж;
  • система, предотвращающая опрокидывания;
  • оптимизатор и анализатор качества уплотнения;
  • система защиты падающих предметов;
  • бульдозерный отвал для выравнивания;
  • механизм, обрабатывающий асфальтобетонную кромку.
Читать по теме:  Каток тротуарный ДУ 54

Популярные производители дорожных катков

Одним из старейших российских предприятий по производству дорожной техники является ОАО «Раскат». На сегодняшний день данный производитель выпускает широкую гамму техники для уплотнения, масса которой от 1,5 до 2 тонн.

Еще одним российским производителем техники является ООО «Магистраль». Выпускает разнообразные модификации и занимается поставкой катков по всем регионам страны.

Среди белорусских производителей можно выделить ОДО « Дормашэкспо», а также ОАО «Амкодор».

Среди американских и европейских производителей выделяют: производители из Германии Bomag, Hamm, Ammann, Dynapac (Швеция), американский производитель Caterpillar.

Похожие статьи